Психологическое здоровье дошкольников
Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Сохранение и укрепление психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы дошкольного психолога. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов.
Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни и развития.
Критерии психологического здоровья:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
Причины нарушения психического здоровья:
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью:
- Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
- Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей, и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
Наиболее типичный невроз у детей дошкольного возраста – это неврастения.
Признаками неврастении являются:
- Повышенная раздражительность;
- Быстрая утомляемость;
- Расстройство сна;
- Сонливость;
- Неустойчивое настроение;
- Ухудшение аппетита;
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в:
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности.
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.
Рекомендации педагога-психолога «Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?». Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение к детям;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, и т.д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством от различных психологических заболеваний являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний. При соблюдении этих правил психическое здоровье ребенка дошкольного возраста будет в полном порядке!
Литература:
- Кулиева, Л.Б. Психологическое здоровье дошкольников /Л.Б. Кулиева// Консультации педагога-психолога. – Электронный ресурс.
- Лосева, И. И. Сохранение психосоматического здоровья детей в ДОУ. Воспитатель, 2012. № 3. – с. 20-26.
- Панько Е.А., Чеснокова Е.П. Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье / Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2011.- 43 с.
- Филимонова, Н. Ю. Укрепление психологического здоровья детей. / Н. Ю. Филимонова // Справочник педагога-психолога. 2013. № 2. – С. 62-73.
Подготовил: педагог-психолог Альховик Т.Ф.