Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психлогическое здоровье дошкольника

Дата: 10 апреля 2019 в 22:53

Психологическое здоровье дошкольников

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Сохранение и укрепление психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы дошкольного психолога. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов.

Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни и развития.

Критерии психологического здоровья:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

    Причины нарушения психического здоровья:

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью:

  • Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
  • Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей, и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

Наиболее типичный невроз у детей дошкольного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

  • Повышенная раздражительность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Расстройство сна;
  • Сонливость;
  • Неустойчивое настроение;
  • Ухудшение аппетита;

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в:

  • головных болях,
  • слабости, 
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности.

Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.

Рекомендации педагога-психолога «Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?». Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  • доверие к ребенку;
  • уважительное отношение к детям;
  • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  • педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  • детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши;
  • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, и т.д.);
  • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством от различных психологических заболеваний являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний. При соблюдении этих правил психическое здоровье ребенка дошкольного возраста будет в полном порядке!

Литература:

  1. Кулиева, Л.Б. Психологическое здоровье дошкольников /Л.Б. Кулиева// Консультации педагога-психолога. – Электронный ресурс.
  2. Лосева, И. И. Сохранение психосоматического здоровья детей в ДОУ. Воспитатель, 2012. № 3. – с. 20-26.
  3. Панько Е.А., Чеснокова Е.П. Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье / Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2011.- 43 с.
  4. Филимонова, Н. Ю. Укрепление психологического здоровья детей. / Н. Ю. Филимонова // Справочник педагога-психолога. 2013. № 2. – С. 62-73.

Подготовил: педагог-психолог Альховик Т.Ф.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.